Сайты маркетплейс и агрегатор
Маркетплейс и Агрегатор: эти термины относительно недавно появились в обиходе российского рынка, однако звучат сегодня в каждом рекламной блоке на ТВ.
Заказчиков на сайты данного типа (у нас) нет, но стоит понять, что «это» — в принципе и — «с чем их едят», в двух словах и по сути технических решений.
Что такое маркетплейс
Маркетлейс (MarketPlace) — сайт, где разные продавцы могут предложить свои товары или услуги. Принципиально можно выделить — узкоспециализированные маркетплейсы и «широкого профиля».
Достаточно широко известны благодаря маштабной рекламе: Яндекс. Услуги, Ozon, LaModa.
Маркетплейс зарабатывает на комиссии с продаж продавцов на площадке, с рекламы на сайте, с продажи продавцам дополнительного функционала сайта (тарифные планы).
Сравним маркетплейс с торговым центром (в реале), где магазины/фирмы арендуют торговые площади. Вообще-то многие ТЦ (гипермаркеты, сетевые магазины) создают свои площадки в Сети, различным образом выстроенные технически и по разному организованные. Суть та же: много продавцов в одном «большом здании» сайта.
Что такое агрегатор?
Агрегатор — похож на маркетплейс, но: он не предоставляет место на своей сайте-площадке, а собирает данные с разных сайтов-магазинов — цена, характеристики, фотографии, отзывы, пр.) и показывает их у себя на сайте, при этом предлагает выбрать лучший вариант, задавая нужный фильтр поиска по нужному критерию (например — цена).
Агрегаторы собирают (парсят) необходимую информацию автоматически (специальный скрипт) или предоставляет возможность продавцам самим загружать информацию в электронном виде в виде прайс листов разнообразных электронных форматов.
Например, многим известен Яндекс. Маркет. Он агрегирует товары с разных интернет-магазинов, можно посмотреть и сравнить цены, наличие, географию, способ/цену доставки и пр.
Агрегатор зарабатывает на комиссии с продаж, если клиент пришел с их агрегатора или просит платить за каждый переход на сайт продавца. Впрочем, вариантов заработка достаточно много. Например, все та же реклама.
Обобщение
Маркетплейс и Агрегатор играют роль посредников, которые гарантируют безопасность торговых сделок, обеспечивает покупателей широким выбором предложений, дают продавцам доступ к аудитории «разогретых» клиентов. В общем: обеспечивает комфорт предоставления услуг торговли для клиентов с обеих сторон сделки.
Целесообразность использования
Чисто технически, реализация не представляется слишком сложной. Даже в функционале самого обыкновенного JoomShopping (скрипт интернет магазина для cms Джумла) заложена возможность мульти-магазина. В фирменном интеренет магазине одного продавца (или производителя) этот функционал не используется. Но он есть. Перевести моно-магазин в статус маркетплейса вполне реалестично. А нужно ли?
Привлечение как продавцов, так и покупателей дело и так не тривиальное даже для узкоспециализированного сайта интернет-магазина. Сколько рекламы публикуется в Сети и на ТВ для «раскрутки» «настоящий маркетплейс»?.. То-то и оно. Если речь идет о реальном гипермаркете (или ТЦ) — тогда это разумная необходимость (хотя и в этом случае есть вариант реализации виртуального присутствия в виде более простого типа вебпроекта: сайт-представительство).
Если у продавца нет большого торгового зала для сдачи его в аренду «по кусочкам» — стоит адекватно оценивать расходную часть потенциального проекта и перспективы его рентабельности. Неоднозначно. Не факт, что расходы окупятся.
Помимо вопроса привлечения клиентов — есть еще и достаточно много технических вопросов по обеспечению работоспособности мульти-магазина и его конкурентоспособности.
Есть мнение, что прежде чем создавать свой собственный моно интернет-магазин имеет смысл — «встать на платформу» существующего раскрученного маркетплейса. Что же, имеет смысл. Считать нужно тщательно. Стоимость участия (или отчисляемый процент), раскрученность/посещаемость «платформы». Учитывая, что маркетплейс не будет особо заботиться о раскрутке рыночной ниши клиента. И контент оного — принадлежит не владельцу товара/услуги, а посреднику.
Есть и однозначный позитив: не нужно «морочиться» техническим обновлением/обслуживанием скриптов, хостингом, доменом, пр. И удобство публикации, как правило, достаточно комфортно/просто в отличие от интернет-магазинов «личного пользования» (что, впрочем, зависит от скрипта e-торговли, cms, проработки интерфейса администрирования обоими, пр.).
Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Комментарии проходят премодерацию и публикуются только после проверки администратором.