Создание материала сайта cms Joomla 4 в Панели управления сайтом
Данная статья адресована, прежде всего, Администраторам сайтов моих проектов. Сайты «нашего производства» имеют несколько особенностей:
- Создание статей производится из Панели управления сайта — Админпанели (как зайти в Панель управления?).
- Категории материалов (статей) уже созданы. Прежде чем публиковать что-либо на своем сайте — определитесь, в какой категории планируется публикация.
- Создание материалов производится в текстовом редакторе JCE (или без редактора, зависит от «специфичности» материала. Например: статьи, содержащие скрипт (например, Яндекс.Карты) нужно прописывать с выключенным редактором). Редактор JCE настроен на максимальное упрощение для удобства пользования.
- В Панели управления Джумла установлен шаблон: Atum.
- На сайте «нашего производства» есть инструкции для Администраторов и Демоданные установленного на сайте шаблона, которые могут «видеть» только пользователи с правами Администратора (подробнее о группах пользователей Джумла и их правах). Рекомендуем Администраторам про них не забывать.
Немного теории: Зачем нужна «каталогизация»?
Все материалы на сайте разложены «по полкам»: КАТЕГОРИЯ -> под-КАТЕГОРИЯ -> МАТЕРИАЛ
Публикация материалов осуществляется в виде:
- Полный текст статьи на одной странице (пример)
- Блог: статьи идут одна за другой в один ряд (пример)
- Оглавление категории статей по названиям, Список материалов в категории (пример)
Указанные виды публикаций имеют место быть на любом сайте, подобная систематизация удобна: вар.1 — сам материал (статья, новость, акция, пр.); вар.2 — для публикации новостей (новинки, новые поступления в магазин и т. п., коротко и по сути); вар.3 — можно «огласить весь список» (т. е. оглавление всех материалов категории, можно быстро найти нужное, как по Оглавлению).
Кроме разумной систематизации материалов разграничение по разделам/категориям имеет и еще один «смысл»: PathWay (или т. н. «хлебные крошки»). На странице примера (вар.1) «это» выглядит так:
Эта небольшое, но очевидное удобство: Вы всегда знаете, в каком месте сайта Вы находитесь и легко можете вернуться на уровень «вверх» в оглавление категории (особо полезно, если уровней вложенности много). Кроме того, дополнительная перелинковка.
Порядок публикации материалов на сайте
Дабы быстрее перейти «к делу» в этой статье рассмотрим вариант простой: нужные Вам категории и подкатегории на сайте уже существуют. Описать процесс — много дольше, чем выполнить непосредственно саму публикацию... Итак.
1. Заходим в Панель управления сайта (Админпанель). Проверяем установленный для пользователя Визуальный редактор, выбираем нужное значение.
2. После сохранения выбранной настройки редактора в открывшемся окне выбрать и нажать пункт меню Категории.
3. Выбираем нужную категорию публикаций, заходим на страницу списка материалов, нажав на ссылку названия (или на «кнопку» количества материалов в категории).
4. На странице списка материалов (Материалы) в выбранной категории (блог) создаем новую публикацию, нажав кнопку «Создать».
5. Открывается окно редактора «Материалы: Создание материала». Рассмотрим ее основные составляющие, элементы управления, инструменты (встроенный редактор сайта — включен). На станице много разнообразного функционала и инструментов, назовем только то, что реально нужно для публикации статьи, остальное — как-нибудь в другой раз.
На рисунке (ниже) обозначены цифрами необходимые инструменты и что с ними «делать» (цифры указывают так же порядок действий при публикации; в данном конкретном случае у Пользователя установлен визуальный редактор JCE). В данной статье рассмотрим лишь общий порядок публикации, без подробностей и тонкостей процесса, самое минимально необходимое. Рассмотрим «этапы большого пути» публикации материала (кликнуть для увеличения изображения).
- Вкладки настроек публикации материала, Параметры страницы. Их несколько:
- Изображения и ссылки.
- Отображение.
- Публикация. (желательно заполнить поле мета-тег Description)
- Форма.
- Права доступа.
- Категории материалов, выпадающий список. Нужно выбрать нужную категорию, в которой будет опубликован материал (категория выбрана ранее, но ее можно изменить в процессе публикации или редактирования материала).
- Доступ, выпадающий список. Материал может быть виден всем посетителям сайта (статус: Public — «по умолчанию») или определенным группам пользователей сайта.
- Опубликовано (выпадающий список). Вариантов не много: Опубликовать/Не опубликовать/В архиве/В корзине. Что назначить: интуитивно понятно?
- Заголовок страницы (название материала). Текстовое поле, обязательно к заполнению (вводится с клавиатуры или копипастится из буфера обмена). Название должно быть кратким и точным, отражающим суть публикуемого материала, три-пять слов. В названии категорически НЕ нужно использовать спецсимволы (точка, запятая, двоеточие и т. п.)
- Алиас, URL (адрес) страницы. CMS создает его автоматически (в транслите) если оставить поле пустым, но: рекомендуем прописывать его самостоятельно, если заголовок слишком длинный. Для перевода в транслит используем сервис транслитерации. В качестве url страницы лучше использовать какое-нибудь нужное ключевое слово. Чем короче адрес страницы — тем лучше для поисковых систем. Вводится с клавиатуры (или копированием из буфера обмена). В Алиас НЕ должно быть пробелов, вместо пробела ставим дефис (-).
- Панель инструментов визуального редактора JCE, его функционал идентичен популярному Microsoft Word.
- Ничем не примечательная кнопочка визуального редактора, но — популярная по причине: вы можете подготовить статью, например, в Microsoft Word, скопировать ее и вставить текст на сайт. Кнопка — Вставить.
- Текстовое поле редактора. Здесь (с клавиатуры) вводится необходимый текст, который форматируется в нужном виде через панель инструментов п.7.
- Блок кнопок дополнительного функционала, например: вставить в нужное место фотоальбом Widgetkit; вставить в статью любой модуль (например, форму обратной связи); разместить в нужное место текста картинку/фото; разбить страницу на Краткое содержание/Полное содержание — кнопка «Подробнее» (состав блока кнопок обозначает веб-мастер).
- Блок кнопок сохранения подготовленной публикации:
- Сохранить (кнопка) публикацию/изменения, но остаться на странице редактирования материала. Нажимайте периодически в процессе подготовки материала, вдруг... что случится (компьютер отключится, например). Функция автосохранение здесь не предусмотрена.
- Сохранить и закрыть, кнопка. Сохранить публикацию/изменения и закрыть страницу редактирования материала. Т. е. — это та кнопка, что нужно нажать после «забивки» статьи, самое последнее действие после подготовки материала.
- Отменить кнопка. Закрыть публикацию/редактирование материала без сохранения изменений, нажимать обязательно всегда если материал не редактировали.
6. Остальные настройки выставлены «по умолчанию», их назначение интуитивно понятно, не стоит тратить время на эксперименты с ними без необходимости. Например, Избранный: ставим «галку» если нужно материалу таковым быть (не часто оно нужно). Теги: пропишите метку, если функционал подключен. Примечание: можно прописать что-то себе «на память». Ну и пр.
7. Можно подготовить к публикации материал в Ворд или аналогичном редакторе, с таблицами, параграфами, списками и «скопипастить» ее в текстовое поле, добавив позже картинки или что-то еще. Можно «набить» текст и в редакторе сайта — результат будет тот же (удобней, наверное для многих, написать публикацию заранее).
Параметры страницы, пункт 1
Все, в принципе, просто. Все проекты, администраторам которых адресован данный материал, настроены почти одинаково. Поэтому: пройдемся вкратце по всем параметрам, но важно только то, что обязательно нужно указать. А таких параметров совсем немного.
- Изображения и ссылки. Это необходимая вкладка, если нужны в статье изображения около заголовка материала, на кратком и полном содержании публикации. По сути: з десь можно «назначить» только одну картинку, «заглавную». Настройка интуитивно понятная, простая. Ссылки: будут прикреплены внизу материала, практически используется: практически никогда.
- Отображение. Оставляем всё «по умолчанию», но можно что-то и исправить, при необходимости.
- Публикация. Обязательно к заполнению Описание (Description): Это тот текст, что будет показывать Яндекс в выдаче поиска. При отсутствии времени или фантазии пропишите название самой страницы (хотя бы). Ключевые слова (Keywords) заполнять не обязательно, поисковики, данный параметр в настоящее время, не учитывают.
- Форма. Оставляем всё «по умолчанию».
- Права доступа. Оставляем всё «по умолчанию».
Что непонятно (или недостаточно подробно) спрашивайте через Форму обратной связи или в комментариях. Статья очень краткая, много нюансов оставлено без внимания, но обозначен общий порядок публикации, для забывчивых.
Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Комментарии проходят премодерацию и публикуются только после проверки администратором.