Аудит своего сайта: Сделай сам!
Нижеизложенный материал адресован владельцам собственных «самопальных» сайтов. Может быть пригодится? А может и нет. Изначально статья была опубликована на моем канале Яндекс. Дзен, но «не зашла» местной аудитории, привыкшей к «скандалы, интриги, расследования». Не пропадать же добру?
Пролог. Сайт вами сделан, размещен в Интернет. Контент уникален и регулярно добавляется. Но: «посещалка» не движется никуда. Почему не движется и что с этим делать?
У владельца ресурса (часто) возникает паника: «Всё попало, всё пропало!» и начинаются разнообразные телодвижения по поиску «гуру продвижения». Достаточно быстро находятся «умельцы» (разводящих в Сети недостатка нет), нанимаются, и, частенько, за деньги, иногда — за большие деньги. Результат? — Иногда везет, иногда нет. Как думаете, что чаще?..
Прежде чем кидаться в крайности поисков — имеет смысл спокойно (и, главное, самостоятельно) оценить состояние своего сайта, и лишь потом делать выводы и принимать решения. А уж паниковать и вовсе не стоит.
Сайт можно «оценить» по разному, с разной степенью «полноты/глубины анализа» и достоверности. Если сайт реально нужный, рабочий и «для людей», то свою нишу он занять — обязан. Надо ему немного помочь. Для этого имеет смысл сделать минимальную «ревизию» и исправить возможные (типовые) ошибки. Если очень коротко:
На что стоит обратить внимание при анализе сайта в первую очередь:
- Проверка «склеек» зеркал сайта: www, index. Т. е. должны присутствовать (как минимум) такие переадресации:
www.ваш-сайт.ru -> ваш-сайт.ru
ваш-сайт.ru/index.php -> ваш-сайт.ru
Переадресации, как правило, прописываются в файле .htaccess. Откройте, просмотрите этот файл, если этого еще не делали. .htaccess «начинается родина». Просмотреть/редактировать можно через файловый менеджер хостера или по ftp в любом текстовом редакторе. - Наличие на сайте системы ЧПУ (человеко-понятных урлов). Если ее нет — надо делать, если позволяет CMS. Адреса страниц выполняются в транслитерации (Яндекс для Рунет), никакой кириллицы в url.
- Необходимо просмотреть все страницы сайта в поисковой выдаче. Для этого «забиваем» в Поиске Яндекс: host: мой-сайт.ru В результате поиска получаем список всех проиндексированных страниц сайта. Просматриваем их на предмет:
- Проверка наличия заголовков H1 и H2, их количества на предмет переспама и релевантности. Внутри тегов заголовков крайне нежелательно иметь вложения других тегов.
- Проверка переспама тегами strong и em.
- Проверка содержимого файла robots.txt (сокрытие дубликатов, мусора, нужные директивы для роботов ПС и пр.)
- Наличие/отсутствие у проекта мобильной версии (проверяем нажатием на клавиатуре: Ctrl-Shift-M в браузере Mozilla).
- Скорость загрузки страниц проверяем на сервисе: google.com/speed. Если скорость низкая — придется с этим что-то делать. Комплекс мероприятий по «разгону» проекта совершенно отдельная/длинная история. Подробнее про скорость.
- Проверка оптимизация контента. Код должен быть оптимизирован, валиден. Картинки — «сжаты» (например, на сервисе: iloveimg.com).
- Наличие подключения сайта по протоколу https. Пора реализовать, если еще не сделано. Есть бесплатная версия подключения, сервис: cloudflare.com (например).
- Уникальность и релевантность контента, тошнота, плотность ключевых слов.
- Валидность кода. Есть достаточно сервисов для проверки валидности html/css. Иногда этот фактор имеет существенное значение: когда ошибок в коде — за сотни (бывает, и не редко).
- Нужна карта сайта в версии html и xml (sitemap).
- Перелинковка, наличие/отсутствие. Качество.
- Наличие внешних ссылок на страницах ресурса. Бывают ссылки «подсаженные» локализаторами, разработчиками приложений, пр. Большое количество внешних ссылок пользы не принесет. Стоит «закрыть» оные от индексации или провести внешние ссылки редиректом как внутренние ссылки (или удалить, если возможно).
- Интеграция с социальными сетями. Имеет значение, без подробностей.
- Дизайн и юзабельность. Смотрим в Яндекс Метрике — маршрутизации, карты кликов, пр. Делаем выводы и корректируем.
Эпилог. Если очень кратко, то, пожалуй и всё. Банально, но каждый второй сайт имеет «родовые травмы». Для упрощения/ускорения анализа имеет смысл использовать онлайн сервис базовой проверки, например: Анализ сайта от pr-cy.ru Это не панацея (и не во всем правда), но некоторые очевидные вещи сервис расскажет.
Имея доступ к статистике Яндекс и Google можно сказать больше. Но и вышеперечисленных правок вполне достаточно, как правило, «сдвинуть дело с мертвой точки». Вот только реализовать всё это — займет некоторое время и потребует некоторых базовых знаний. А кто сказал, что будет просто?
Если перечисленные выше мероприятия не помогают: надо смотреть глубже и задействовать дополнительные механизмы для «проталкивания» площадки вверх. При необходимости — обращайтесь, обсудим. За спрос денег не берут.
PS: претензий на «истину в последней инстанции» прописанные выше рекомендации не имеют. «Век живи — век учись, дураком помрешь». Текст прописан для начинающих вебмастеров, достаточно упрощенно/обобщенно/сжато. Удачи.
Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Комментарии проходят премодерацию и публикуются только после проверки администратором.