Skip to main content
создание сайта под ключ
×

Обсудить проект

Заполните форму, наш специалист свяжется с вами для консультации (бесплатно), составит для вас персональное предложение. Или звоните: +7(916) 107-51-99 (10.00–18.00, Мск.)

Как к вам обращаться?
Сообщите корректный адрес электронной почты.
Заполните поле, опишите суть задачи.
Необходимо подтвердить согласие с Политикой.

За бедную Джумлу замолвите слово

техничское обслуживание сайта джумла

Материал не очень-то про Джумла! И совсем не про бедного гусара. Поговорим о технической поддержке сайтов на базе CMS Joomla!, не суть важно какого подрядчика будет эта «поделка» (т. е. сайт).

Когда клиент заказывает изготовить сайт, то последний вопрос, который он задает: техническая поддержка. Иногда (и не редко) этот вопрос и вовсе не присутствует в «повестке дня» переговоров. Сайт есть/будет — и «вопрос закрыт». Что есть — заблуждение или, иначе говоря, миф. И, с точки зрения здравого смысла, это легко иллюстрировать.

Ежемесячно (ежедневно!) меняются — алгоритм ранжирования, IT технологии, программное обеспечение, софт, компьютерное оборудование, гаджеты и т. д. и пр. Прогресс! Любой сайт, как составная часть Паутины (и реального мира), не может не обновляться. Иначе — он, сайт, труп… Виртуальный, естественно, но от этого не менее мертвый.

Зачем сайту — техническая поддержка?

Опустим вариант подрядчика (разработчика сайта) — пофигист. В этой версии — всё станет ясно для клиента (заказчика) очень быстро и наглядно. Жаль, что часто — фатально для сайта и бизнеса.

А всё же, что там, в «технической поддержке»? Обычно — это не интересно в подробностях, но интересно — в «цене вопроса». А давайте перечислим некоторые подробности процесса. Или: а за что Заказчику приходится платить при заказе услуги Техническая поддержка сайта?

Обновление CMS Joomla!

тестопластика

Только за последний год «движок» обновлялся примерно десяток раз, в среднем — раз в месяц. Можно его не обновлять? Можно, сайт работать не перестанет и без обновлений. Каждое обновление — это «штопка дыр» выявленных уязвимостей скрипта, повышение безопасности. Любой cms — не идеален (и не может быть таким априори), так что вопрос устранения «тонких моментов» — касается любой системы управления сайтом, а не «прихотью» или «некомпетентностью» разработчиков Joonla. Если не производить устранение выявленных уязвимостей — значит повышать риск «взлома». Год без обновлений сделает из любого сайта — «легкую добычу» даже для начинающего хакера, а то и просто виртуального «хулигана».

Обновления бывают разные. Помимо «штопки дыр» в них могут включены — дополнения в функционал cms, новшества и новинки технологий. Например, переход на новую версию php или новый стандарт html. Новинки — увеличивают скорость работы cms, повышают надежность, расширяют функциональные возможности, обеспечивают современный «внешний вид». Т. е. поддерживают cms в «хорошей форме» достаточно продолжительный период времени.

Самое банальное/простейшее обновление содержит в себя несколько релизов безопасности. Обновление производится «в один клик» и времени отнимает у вебмастера — минуты три (зайти в административную панель и нажать кнопку «Обновить»). Но: при этом cms «стирает» некоторые внесенные в код изменения (подробнее) и вносит нужные только ей «дополнения». Исправление их — уже не три минуты, а полчаса — час.

Обновления бывают «глобальные», как, например, обновление Joomla! до версии 3.6. Во-первых — «в один клик» его сделать не получится (про специфику умолчим, долго и неинтересно никому). Во-вторых — после обновления «потерялся» некоторый функционал и «допиливать» cms пришлось вручную и достаточно долго. При этом — некоторые шаблоны и скрипты сторонних разработчиков вообще перестали работать. И это уже — «катастрофа местного маcштаба» и «текущий ремонт» может занять и день, и больше.

Обновления шаблонов и скриптов сторонних разработчиков

Этот аспект технической поддержки сайта — вообще непредсказуем.

Помимо стандартного функционала cms на сайт (часто) необходимо устанавливать расширения сторонних разработчиков, например:

  • Шаблоны. Как правило, вебмастера устанавливают шаблоны отличные от «дефолтных» (имеющиеся в cms «по умолчанию»). Есть достаточно много разработчиков ПО, специализирующихся исключительно на создании шаблонов. Шаблоны имеют свою панель управления, набор собственных уникальных «примочек». С течением времени — скрипт обновляется по разным обстоятельствам (например, изменение версии php или обновление фреймворка, например). Кроме того, вносятся коррективы и под обновления самой Джумлы. Вполне реально, что под очередное обновление cms — шаблон перестанет работать полностью… В этом случае у вебмастера — большая проблема, решение которой может занять сутки и более.
    Усугубим: шаблоны есть платные (коммерческие) и бесплатные. Платные, естественно, имеют более широкий функционал и «красивость». Но цена достаточно приличная (что-то я не припоминаю шаблон дешевле $50). Кроме того, через год — придется платить снова (не всегда, но часто). В принципе, вебмастер должен предупредить об этой «особенности» Заказчика. Я лично рекомендую ставить бесплатные шаблоны и «навешивать» на них необходимый функционал вручную (если проект бюджетный или эконом). Это, однако, требует определенных навыков и знаний. Без обновлений шаблон имеет все шансы (рано или поздно) — «осыпаться» и сайт превратится в «месиво» хаоса.
  • Компоненты. Их много разных. Например: Комментарии, Фото галерея, Форум, Доска объявлений, Опросы, Гостевая книга, Визуальный редактор. Все они имеют разных разработчиков со своей собственной стратегией и графиком обновлений. Как правило, обновления этих скриптов «подгоняется» под обновления CMS. Иногда подобные расширения — и вовсе прекращают свое существование и их необходимо заменять аналогом (очередного стороннего разработчика), который еще нужно поискать и адаптировать. Очередная «головная боль» для вебмастера.
    Примечание: Большинство компонентов тоже коммерческие (платные). Имеет смысл задуматься о целесообразности/нужности той или иной функции или… примириться с повышением стоимости проекта. Цены не самые высокие, но… решайте сами. А вот от обновлений — не уйти никуда.
  • Модули и плагины. Их куда больше компонентов. Настолько больше, что не стоит даже начинать перечислять. Кратко: Формы обратной связи, разнообразные Слайд шоу, Спойлеры, Табы, Проигрыватели медиа, Меню и пр. Их судьба в ракурсе обновлений — ничем не отличается от выше перечисленных Компонентов. Разница лишь в том, что обновлять их нужно чаще и «осыпаются» они тоже чаще.
  • Опустим продолжение. Есть еще правки в файлах .htaccess, robots.txt, в «ядре движка». Кроме вебмастера никто не поймет актуальности минимально-необходимых мероприятий. Объяснять более подробно — долго (да и ненужно).

Обновление серверов (или/и на серверах)

Хостинг (любой) — живет своей жизнью. Обновляется софт, дополняется и расширяется функционал, меняются тарифы и т. д. Необходимо периодически отслеживать тенденции. Введение, например, версии php 7.2 — прорыв (на сей день). Где-то внедренный, где-то нет. Но есть — последствия, на которые надо реагировать. Расширили тариф до 30 Гб — можно дополнить сайт огромным количеством графики. Акселератор, оптимизатор, ассенизатор...

Внесение корректив (и/или исправление ошибок) SEO сайта на основе поступающей статистики

Статистика посещаемости — необходимость. Статистики много собирается, с разных сервисов Яндекс и Google (в основном). Анализ оной — еженедельная необходимая процедура. Замеченные ошибки, тенденции — нужно понять, оценить, сделать выводы. И внести коррективы. Иногда — весьма масштабные. Нельзя заранее просчитать — всё. Работа большая, если ее — делать.

Добавление материалов на сайт и его обработка

Клиент считает этот «пунктик» — единственно имеющим значение… Ошибка. Это как раз — полнейшая ерунда. Другое дело, что подготовить статью к публикации — не так и просто. Орфография, типографирование, форматирование, оптимизация… А клиент — даже понятия не имеет, о чем речь. Накалякал автор-гений в Ворде свой «шедевр» — публикуй! Причем — немедленно, сей-секунд! Пока материал приведешь в приличный вид — час прошел. А молоко, за вредность?

Взаимодействие с блогами социальных сетей

Для адекватной оценки поисковых систем (да и для повышения трафика) сегодня одним из неизменных спутников сайта является — блог в социальной сети. Или несколько. А их нужно — открыть, оформить, наполнить содержимым, развить, обновлять. Времени на этот процесс тратится много, крайне много.

Расширение функциональных возможностей сайта, оптимизация, эксперименты

Идеальных «движков» (и их составляющих) — попросту не бывает. Постоянно находится, что «допилить», переделать, дополнить. Прописать стили для более красочного оформления проекта, оптимизировать код для ускорения скорости загрузки. Установить «фишку», которая может привлечь внимание посетителя и улучшить ПФ (поведенческий фактор) и пр. Для улучшения любого проекта — нет предела. Ограничения — фантазия вебмастера, недостаток времени и… финансирования, конечно.

Обучение персонала и консультирование

Иногда заказчик «сажает на сайт» своего сотрудника. Обновлять, добавлять контент. И это прекрасно. Но: сотрудник понятия не имеет, с чем имеет дело. Сайт — это не Word и не Excel. Не сложнее, не проще, просто — иное. Приходится проводить «ликбез». Который по затратам нервов и времени вполне соизмерим с созданием сайта.

Консультирование — процесс неизбежный, в ряде случаев. SEO, реклама, сайт — единый организм, неделимый. Прежде чем делать лепосакцию — не лишне сделать кардиограмму и анализ крови.

Решение нетипичных проблем и вопросов

Самое широкое поле возможных неожиданностей. Например, Заказчик взял на работу нового сотрудника, который «самый умный» и «разбирается в сайтах» техническое обслуживание сайтов. Это — беда, а иногда — катастрофа, когда «умелец» поковыряется в начинке проекта. Устранение последствий деяний — нетипичная проблема.

Еще пример. Хостер (Докер, конкретно) без предупреждения производит замену версий php с 5.2 на 7.1. Без возможности «отката» на старую версию. Некоторые cms — не могут работать на версии php выше 5.2 (например, Джумла! v. 1.013). Катастрофа и… смена хостера.

Вообще-то, «случайности» случаются много чаще, чем хотелось бы.

Регламентные работы

Это уже сущие пустяки. Означенные работы — «всего лишь»:

  • Мониторинг: непрерывное отслеживание работоспособности сайта.
  • Реагирование на попытки проникновения/атаки. Случается крайне редко, но — случается. Зависит от конкурентности сайта и тематики.
  • Антивирусный мониторинг и устранение последствий уже совершенных «взломов». Наличие вредоносного скрипта (неизвестно как попавшего на проект) — неизбежное зло, особенно часто на проектах с популярными старыми CMS. На новых «движках» случается редко, но регулярная профилактика — необходима. Всякое бывает.
  • Взаимодействие с хостингом и решение вопросов при аренде физического дискового пространства на сервере, где расположены файлы сайта; управление файлами сайта: удаление, перемещение по заявке заказчика. Особенно трудоемкая статья «взаимодействия» с недружелюбными и откровенно тупыми хостерами.
  • Контроль наличия свободного места на сервере, удаление ненужных файлов, контроль целостности баз данных, их оптимизация для ускорения работы сайта.
  • Резервное копирование: ежедневное сохранение всех файлов сайта и баз данных в резервной копии. Задача решается либо только хостером, либо дублируется вебмастером. Зависит от проекта и хостера.
  • Иные мелкие «приятные пустяки и бонусы».

Техническая поддержка сайта с точки зрения вебмастера

Резюмируя выше отпечатанные «много буковок».

Техническая поддержка сайта — неизбежно необходимая составляющая «жизни» сайта. Без техобслуживания сайт может существовать относительно долго (при наличии надежного хостера и адекватно сделанного сайта). Развиваться и «продвигаться» он только не будет. А если немного «не повезет» и сработает один из многочисленных перечисленных факторов, то… Каюк наступит достаточно быстро. И пусть не технически, но точно «в глазах» поисковых систем, неизбежно.

Техническая поддержка сайта — затратная статья расхода, но игнорирование оной — будет стоить, однозначно, дороже. Воистину, «Скупой платит дважды».

Стоимость работ обозначить сложно. Многое зависит от многого. Зависит от Заказчика и его проекта. Зависит от вебмастера или вебстудии сопровождения.

Регулярно поступают «брошенные» сайты. Брошены они по причине — отсутствия технического обслуживания, т. е. «издохли» от недостатка внимания. А ведь за техподдержку — платили заказчики деньги, ежемесячно по 5–15 тысяч, забывая при этом спрашивать: что сделано?.. А на поверку, не делалось — ничего. Теперь же — поздно, сайт нужно делать «с нуля».

«Вот и всё, что я могу сказать о войне во Вьетнаме!» (© Форест Гамп) Т. е. о технической поддержке сайтов.
Утомился печатать, удачи! техническое обслуживание сайтов и... а зря я это всё прописал, клиенты все-едино не прочтут, букв много.